01.09.2010 Программа развития школы 2010-2015

   

Утверждаю                                Утверждено                               Утверждено

Директор          МОУ                на заседании                              на заседании

Брёховская СОШ                    Управляющего Совета             педагогического Совета   

________  (Егорова Н.М.)       МОУ Брёховская СОШ            МОУ Брёховская СОШ  

Приказ № 112                           Протокол № 1                             Протокол № 1

от 29.09.2010г.                           от 23.09.2010 г.                            от 30.08.2010 г.

                                                     ________ (Кирьянова Н.Н.)      _______ (Полосина Г.В.)

 

 

Программа развития

МОУ Брёховская СОШ

на 2010-2015 годы

 

 

Структура программы

 

I.       Информационная справка о школе,  анализ актуального состояния образовательного учреждения.

II.    Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого образовательному учреждению.

III. Описание  целей, задач, направлений развития образовательного учреждения.

IV.  Разработка концепции будущего состояния школы.

V.    Планирование деятельности по реализации целей и задач развития образовательного учреждения.

VI.             Оценка развития образовательного учреждения.

 

 

 

I.                   Информационная справка о школе,

анализ актуального состояния образовательного учреждения

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение Брёховская средняя общеобразовательная школа основано в 1991 г., входит в образовательное пространство  Солнечногорского муниципального района и  является неотъемлемой частью  образовательной системы.

    Учредителем является Комитет по народному образованию Солнечногорского муниципального района  Московской области (141500 Московская область, г. Солнечногорск, ул. Красная д.124 тел.8(495)994-10-65).

    Особенность школы заключается в том,  что она является сельской малокомплектной школой, а также социокультурным центром поселка. В помещении школы располагается сельский Дом культуры и сельская библиотека. Школа находится на границе Солнечногорского муниципального района. С двух сторон окруженная административными округами г. Москвы: в 7 километрах находится Зеленоградский АО, в 15 километрах – Северо-Западный АО (Митино).

В школе обучается 84 человека, из них 58% дети-мигранты из других регионов России и стран СНГ. Средняя наполняемость классов 9,3 чел. Открыты 1-9 классы, 1 группа продленного дня.

Персонал (административные, педагогические и технические работники)    насчитывает 23 человека.

 Педагогов – 15 человек.

 

Образование педагогов

Высшее педагогическое образование – 10 человек.

Высшее техническое, юридическое, библиографическое образование – 3 человека.

Среднее педагогическое образование – 1 человека.

Неоконченное высшее – 1 человек.

 

Квалификация педагогов

Высшую квалификационную категорию  имеет 3 человека.

Первую квалификационную категорию имеют 7 человек.

Вторую квалификационную категорию имеют 3 человека.

 

В течение срока реализации программы развития на 2007–2010 гг. основным направлением кадровой политики администрации были:

– повышение уровня квалификации педагогических работников;

– прохождение курсовой переподготовки педагогическими работниками;

– повышение информационно-коммуникационной подготовки педагогических работников;

– повышение методического мастерства педагогических работников.

Материально-техническое  обеспечение

 

В Школе существует кабинетная система обучения, в наличии имеется 13 кабинетов для проведения уроков. Кабинеты оснащены наглядными и техническими средствами обучения. Школьная мебель (столы и стулья) соответствует возрасту учащихся. Приобретены мебель для кабинетов: 23 стола, 46 стульев, 9 шкафов.        

    Учащиеся среднего и старшего звена имеют оборудованные кабинеты химии, физики, биологии, технологии, музыки, информатики. Кабинет химии укомплектован 2 шкафами-вытяжками, демонстрационным столом с раковиной, химическими реактивами для проведения лабораторных работ. Приобретены 2 комплекта химических реактивов. Кабинет физики укомплектован необходимым оборудованием для демонстрационных опытов, лабораторных работ, ученические столы электрифицированы. Кабинет информатики укомплектован компьютерами, которые подключены к сети Интернет, имеется лицензионное программное обеспечение, установлена контентная фильтрация, на окнах установлены распашные металлические решетки. Приобретены 2 новых компьютера. Кабинет технологии укомплектован оборудованием для изучения кулинарии (холодильником, электроплитой, микроволновой печью, посудой), швейного дела (швейными машинами, утюгами). Кабинеты начального обучения и литературы укомплектованы новыми ученическими столами и стульями. В кабинетах соблюдаются санитарно-гигиенические требования: расстановка мебели, расположение доски по отношению к учащимся, режим проветривания.

     Школьная библиотека оснащена необходимой для учебного процесса художественной и научно-публицистической литературой и методическими пособиями. Приобретена учебная литература для начальной школы. В Школе создан методический кабинет. Для организации учебно-воспитательного процесса в Школе имеются телевизоры, DVD, компьютеры,  проектор,  сканер,  копировальный аппарат, музыкальный центр, «Караоке». Для занятий физической культурой в Школе имеется спортивный зал, спортивная площадка, стадион. Приобретен спортивный инвентарь.

   В Школе работает столовая, в которой обучающиеся имеют возможность завтракать и обедать. В столовой сделан косметический ремонт.

   В течение последнего года в Школе проведен косметический ремонт в спортивном зале: покрашены стены, пол, заменены лампы, двери. Проведен ремонт трубопровода и задвижек в подвале. Отремонтированы коридор 1 этажа, переход во 2 корпус, вестибюль. Отремонтировано крыльцо центрального входа. Отремонтирован медицинский кабинет, подключена сантехника. В туалетах установлены кабины.

    Проведено благоустройство пришкольной территории, установлены вазоны с цветами.

 

Обеспеченность учебниками,  итоги комплектования школьной библиотеки

 

Процент удовлетворения потребности учащихся в учебниках из фонда школы:

1-4 классов –

5-9 классов –

10-11 классов –

 

 

100%

75%

55%

 

Обеспечение безопасности

    Большое внимание в Школе уделяется вопросам безопасности:

- организована круглосуточная охрана,

- заключен договор с группой быстрого реагирования (ГБР),

- установлена автоматическая пожарная сигнализация (АПС), проведена замена элементов питания АПС,

- установлено ограждение территории,

- установлен домофон с электромагнитным замком и камерой видеонаблюдения,

- приобретены рации для связи с постом охраны,

- периодически проводится перезарядка огнетушителей.

   Ведется документация по пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, электробезопасности, охране труда. Проводятся плановые и целевые инструктажи по ОТ и ТБ, занятия с сотрудниками и учащимися, проверка знаний по безопасности.

   Оформлены, согласованы и утверждены:

- Паспорт безопасности ОУ,

- Паспорт безопасности дорожного движения,

- Пожарная декларация.

 

Дополнительное образование

 

       В школе на протяжении ряда лет существуют различные формы организации внеурочной деятельности учащихся:

1) кружки художественно-эстетического направления,

2) спортивно-физкультурного направления,

3) изучение предметов за рамками основных образовательных программ.

 

Школьные кружки

 

Сотрудничество

с ДДТ «Ритм»

Сотрудничество с РДСОО «Детский клуб Регби»

Краеведение.

Родное Солнечногорье.

Народоведение.

Основы православной культуры.

Фольклорный ансамбль «Красно солнышко».

Спортивная секция регби.

Культура речевого поведения.

Любители книги.

 

Решение задач повышенной сложности по математике.

Хореография.

 

Физика и здоровье человека.

Профессиональное самоопределение.

 

История религий.

 

Спортивная секция по волейболу и баскетболу.

 

 

Экология родного края.

 

 

 

Сценическое искусство на немецком языке.

 

 

Спортивные игры.

 

 

 

 

 

Работу с учащимися проводят опытные педагоги дополнительного образования и учителя нашей Школы, которые стремятся создать комфортные условия для интеллектуального и физического развития школьников.

Результаты обученности по ступеням за 2009-2010 учебный год

Ступень образования

% обученности

% качества

Начальная школа

100 %

39 %

Основная школа

98,2 %

37 %

Средняя школа

100 %

25 %

Общая успеваемость

99 %

34,9 %

 

Анализ итоговой аттестации выпускников  11 классов за 2009-2010 учебный год

 

Предмет

Результат

Русский язык

100%

Математика

100%

Биология

100%

 

II.                Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа,

адресуемого образовательному учреждению

 

 

С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:

– оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

– усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру;

– введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;

– обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

– совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования;

– информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как отрытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

1) возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;

2) качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

3) начальную профессиональную подготовку учащихся третей ступени школы;

4) интересный досуг детей; а также создавала условия:

– для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

– для формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

– для сохранения и укрепления здоровья детей.

Учащиеся хотят, чтобы в школе было интересно учиться; имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации; была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку; имелись условия для освоения современных информационных технологий.

      Педагоги ожидают: создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности; улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса; создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

 

 

III.             Описание целей, задач, направлений развития образовательного учреждения

 

 

Программа развития школы основана на приоритетном национальном проекте «Образование», национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА», которая ориентирует педагогический коллектив на обеспечение оптимального функционирования Школы как целостной педагогической системы. Программа определяет не только работу сегодняшней Школы, но и помогает построить концепцию её развития, наметить приоритетные проблемы, разработать направления, задачи перехода к Школе нового типа, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 3 лет.

 Учащиеся в школе, осуществляющей личностно ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье и добро и пользу всему обществу.

Исходя из этого, школа ставит перед собой следующую цель:

 - совершенствование педагогической системы, обеспечивающей повышение доступности, качества и эффективности образования на основе здоровьеформирующей среды и комплексной безопасности обучающихся;

 - создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому и интеллектуальному  развитию ребенка;

- воспитание социально адаптированной личности;

- увеличение численности обучающихся.

  

Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования ОУ в ходе реализации программы развития 2007–2010 гг., в настоящее время сохраняются многочисленные вопросы, которые не позволяют довольствоваться достигнутыми результатами, а ставят новые задачи перед педагогическим коллективом.

 

Приоритетные задачи:

O    обеспечение прав ребенка на качественное образование;

O    повышение научной информативности в области знаний учебного предмета и смежных дисциплин, переход к предпрофильному обучению;

O    совершенствование технологий обучения с учетом знаний психолого-физиологических особенностей учащихся;

O    развитие воспитательного потенциала с использованием традиций, современного опыта и инновации, построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, селу, краю, России;

O    совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;

O    обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы;

O    создание условий для  полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Достижение стратегической цели и решение задач программы обеспечивается путем реализации системы программных мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности ОУ.

 

Определены следующие направления развития Школы.

1.      Обеспечение комплексной безопасности.

2.      Совершенствование материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

3.      Обеспечение доступности и качества образования.

4.      Совершенствование кадрового потенциала.

5.      Совершенствование учебно-воспитательного процесса.

6.      Укрепление и сохранение здоровья.

7.      Организация и совершенствование воспитательной работы школы.

8.      Практическое применение результатов исследования межгрупповой адаптации в многонациональной школе, диссеминация опыта.

9.      Организация социокультурного пространства.

 

IV.              Разработка концепции будущего состояния школы

 

Концепция программы

Конкурентоспособность среди ближайших общеобразовательных школ г. Зеленограда и Митина.

 

Время реализации

Программа рассчитана на 5 лет.

 

Стратегия программы

 

Этап программы развития

Срок реализации программы развития

Вводимые новшества

I

Подготовительный

2010-2012

учебный год

Проведение работ, связанных:

– с разработкой подпрограмм развития по духовно-нравственному воспитанию, организации здоровьесберегающей образовательной среды, организацией толерантной образовательной среды, начало первичной апробации;

– внедрение и широкое использование возможностей предпрофильной подготовки обучающихся по формированию коллективного педагогического субъекта как фактора воспитания компетентной личности, способной к патриотическому и безопасному поведению в условиях информационной среды обитания;

– начало модернизации материально-технической базы в части обеспечения соответствия государственным стандартам оснащения учебных кабинетов, обеспечивающих реализацию программ профильного обучения;

– подбор, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, обеспечивающих реализацию программ профильного обучения, использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

– обновление локальной нормативно-правовой базы образовательного учреждения в соответствии с направлениями образовательной  деятельности.

II

Основной

2012-2014

учебный год

Продолжение модернизации материальной инфраструктуры образовательного учреждения, а также методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий программы, направленных на решение задач развития системы образования;

– апробация инновационных технологий обучения и воспитания, укрепления и формирования здоровья;

– совершенствование экономических механизмов в сфере образования за счет:

а) внедрения модели финансирования ОУ, обеспечивающего многоканальное поступление средств и расширение самостоятельности их использования;

б) внедрения механизмов, способствующих самостоятельности ОУ для повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на образование.

III

Заключительный

2014-2015

учебный год

Реализация мероприятий, направленных в основном на анализ полученных результатов по внедрению предпрофильного обучения, инновационных здоровьеформирующих технологий, внедрение и распространение результатов инновационных технологий обучения и воспитания, полученных на предыдущих этапах, а также систематизация полученных результатов и достижений, постановка целей и задач на перспективу развития образовательной системы ОУ.

 

 

V.               Планирование деятельности по реализации

целей и задач развития образовательного учреждения

 

1.      Обеспечение комплексной безопасности

Под комплексной безопасностью обучающихся понимается выполнение мероприятий по двум основополагающим направлениям:

– обеспечение безопасного функционирования образовательного учреждения;

– совершенствование педагогической системы подготовки обучающихся к безопасной жизнедеятельности.

Основной целью по реализации программы в данном направлении является обеспечение комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по безопасному функционированию образовательного учреждения, меры по развитию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

 

2.      Совершенствование материально-технического

обеспечения учебно-воспитательного процесса

Для успешной реализации настоящей программы развития Школы необходимо современное материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для этого необходимо:

   -  благоустройство, озеленение территории школы;

   - обеспечение безопасных условий учебно-воспитательного процесса (системы охранного оборудования и др.),

   - проведение косметического ремонта помещений школы – кабинетов, санитарных узлов, коридоров;

   - открытие медицинского кабинета;

   - подводка водоснабжения к ученическим столам в кабинете химии,

  - установка кондиционера или вытяжки в компьютерном кабинете,

   - приобретение комплектов учебной мебели, меловых и немеловых досок;

   - приобретение комплекта стульев для актового зала,

   - приобретение учебной литературы, 90% наполняемость библиотечного фонда для 1-9 классов;

   -  приобретение ТСО, наглядных пособий для реализации учебных программ;

   - приобретение спортивного инвентаря для реализации учебных программ,

   - приобретение информационной техники для оптимизации образовательного процесса: интерактивной доски, компьютеров, DVD,

   - приобретение лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения.

 

3.      Обеспечение доступности и качества образования

Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка. Качество оценивается нравственной и рыночной категориям.

Качество образования - есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении - это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников в вузы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования?

Педагог вступает в особые взаимоотношения с ребенком, которые основаны на понимании его основных интересов, уровня развития и актуального состояния.
Сейчас много внимания уделяется сути личностно ориентированной педагогики. Большинство педагогов считают, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая свободную личность ребенка, внимательно и чутко выявляя, поддерживая и развивая способности и склонности ребенка.

Но особо надо говорить о здоровье детей, с которыми нам приходится работать.
Зачастую мы работаем с детьми, забывая, что только 8-10% из них рождаются практически здоровыми. Поэтому многие дети не выдерживают той психической и умственной нагрузки, которую мы даем им на занятиях и уроках. Об этом нужно помнить ежеминутно каждому педагогу, работающему с детьми.

 Современный ребенок попал под пресс неблагоприятных факторов. Многие дети живут и воспитываются в неполных семьях. Много детей из семей мигрантов. Много нерусскоязычных детей, испытывающих языковой барьер. Наше общество захватили пьянство и наркомания, произвол и насилие. По телевидению дети смотрят фильмы, изобилующие сценами кровавых расправ, боевики. Книги детей интересуют все меньше. Снижается их познавательная активность. Все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, обязан знать меру здоровья каждого.

Нужно помнить не только о здоровье, но и о том, что каждый ребенок индивидуален.
Уроки в школах должны быть «занятиями». На них ребенок должен получить то, что он не сможет усвоить без воспитателя и учителя. Они должны быть обучающими. Должны требовать от ребенка умственных усилий. Стать проблемными. Должна быть отработана система занятий по каждому виду деятельности. Каждое занятие должно носить творческий характер.

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.
        Личностно ориентированное обучение предполагает:

1.     Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект - субъектных и субъект - объектных образовательных воздействий.

2.     Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.

3. Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.

4.     Приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий.

5.     Приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидательной функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.

Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Основными условиями, определяющими процесс формирования личности человека являются:

- природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные - сглаживаются. Главное -воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

- особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;

- социальная среда, в которой живет и развивается человек. Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;

- воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучающихся, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.

Личностно ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностям, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

         Содержание интеллектуально-познавательной деятельности включает в себя:

-  базисные учебные предметы,

-  дополнительное образование,                                                                                                                                                                                                                         

- введение дополнительных альтернативных форм обучения, таких как экстернат, семейное обучение.

Доступность и качество образования возможны при условии дальнейшей реализации комплексной программы модернизации образования  по следующим направлениям:

- организация государственного общественного управления (соучастие в работе школы

школьного управляющего совета) (ГОУ);

- организация открытости и гласности образовательного процесса с помощью  школьного сайта, опубликования Публичного доклада,

- введение новой Системы оценки качества образования (СОКО),

- переход на новую систему оплаты труда (НСОТ),

- переход на самофинансирование.

 

6.      Совершенствование кадрового потенциала

Вопрос кадрового обеспечения образовательного учреждения с первых дней открытия был основополагающим.

В процессе реализации программы развития основным направлением кадровой политики администрации остаются:

– повышение уровня квалификации педагогических работников;

– прохождение курсовой переподготовки педагогическими работниками;

– повышение информационно-коммуникационной подготовки педагогических работников;

- повышение методического мастерства педагогических работников.

Кроме этого ставятся задачи:

- расширение штата учебно-вспомогательного персонала: библиотекаря, социального педагога, педагога-психолога,

- привлечение молодых специалистов.

 

7.      Совершенствование учебно-воспитательного процесса

Этому способствует повышение уровня педагогического мастерства. Привлечение педагогов, одновременно глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями и понимающих особенности развития школьников, также являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способных помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Ознакомление учителей с основами теории личностно - ориентированного образования и критериями диагностики учащихся; освоение основных технологий личностно-развивающего обучения; привлечение учителей к участию в научно-исследовательской работе по проблеме формирования инди­видуальной, высокорезультативной системы педагогической дея­тельности.

Формирование оптимального учебного плана с учетом уровня развития и потребностей учащихся. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в начальной школе, начиная с 2011 г. Обновление и накопление материалов методического кабинета, способствующих более лучшей организации УВП. Совершенствование информационного обеспечения УВП.

     В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

- гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

- демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

- открытости и гласности образовательного процесса;

- преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.

    Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:
   а) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний,

 возможность развития в себе требуемых умений;

б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
     Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).

Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает собственную траекторию образования.
С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.

 
     6.    Укрепление и сохранение здоровья

 В связи с тем, что в микросоциуме наблюдается ухудшение социального положения семей; необеспеченность детей полноценным питанием; достаточно высокий процент неблагополучных семей, семей-мигрантов, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей; отсутствие нормальных бытовых условий у большинства семей учащихся Школы (проживание в неблагоустроенных и частично благоустроенных домах), невысокий уровень общей культуры, необходимо проводить планомерную работу по укреплению и сохранению здоровья детей. Этому способствует применение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, качественная организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Во время учебно-воспитательного процесса необходимо пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

      Цели:

- разработка и внедрение «Программы организации здоровьесберегающей среды»,

- создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни,

- формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре,

- достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.

   Задачи:

- открытие медицинского кабинета в школе, улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы, регулярная диспансеризация,

- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса,

- пропаганда здорового образа жизни,

- формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья,
     - обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры,

- организация бесплатных завтраков.

 

7.      Организация и совершенствование воспитательной работы школы

    Стратегической целью воспитательной работы педагогического коллектива на ближайшие годы является:

- создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда,

- формирование образовательной среды, создающей условия для самоопределения, проявления и развития способностей каждого ребенка, выявления и поддержки одаренных детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.


      Цели:

- разработка и внедрение «Программы духовно-нравственного воспитания»,

- создание условий, направленных на воспитание духовности и нравственности.

     Направления:

- здоровьесберегающее воспитание,

- толерантное воспитание,

- духовно-нравственное воспитание,

- патриотическое воспитание,

- гражданско-правовое воспитание,

- художественно-эстетическое воспитание,

- физическое воспитание,
- экологическое воспитание.

 

8.      Практическое применение результатов исследования

межгрупповой адаптации в многонациональной школе, диссеминация опыта

      В связи с тем, что на протяжении многих лет в школе обучается большой процент учащихся-мигрантов (более 50%), возникла задача организации учебно-воспитательного процесса с учетом данной проблемы.

Для этого необходимо продолжить научное исследование по изучению социально-психологических детерминант межгрупповой адаптации в многонациональной школе, на основе которого усовершенствовать программу оптимизации межгрупповой адаптации в поликультурной образовательной среде, разработать модель организации поликультурной школьной образовательной среды, внедрить программу в образовательный процесс ОУ.

Целью  работы в рамках реализации данной программы является повышение степени вовлеченности школьников в межгрупповые  взаимоотношения, потребности и готовности к конструктивному межкультурному взаимодействию, межгрупповой адаптированности не только школьников, но и других участников образовательного процесса.

     Направления:

- учебная работа,

- внеучебная работа,

- психологическое сопровождение,

- работа с родителями,

- работа с кадрами.

 

9.      Организация социокультурного пространства школы

   В связи с тем, что школа находится в сельской местности, где дети не имеют возможности посещать дома творчества, спортивные, музыкальные, художественные школы и пр. из-за отсутствия в микрорайоне центров для организованного досуга населения и для занятия подростков во внеурочное время, оторванность от культурной жизни города (удаленность, отсутствие средств на передвижение), необходимо создать в школе социокультурный центр. Поддерживать сотрудничество с сельской библиотекой и сельским домом культуры, которые работают в помещении школы.

Цели:
   - способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь,

- ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на учащихся.


   Задачи:
   - профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

- организация занятости детей во внеурочное время,

- совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями села,

- социальная защита прав несовершеннолетних и их семей,

- создание благоприятных условий для полноценной жизни учащихся и семей «группы риска»,
   - развитие известных и поиск новых форм  досуговой деятельности.

Направления работы:

- организация досуга учащихся школы и профориентация.

- углубление сотрудничества с родителями, общественностью микрорайона школы.

 

VI.              Оценка развития образовательного учреждения

Прогнозируемый результат нашей деятельности – это наш выпускник, как целостная, здоровая личность, с его духовностью, универсальностью, творческим началом. Это человек гуманистического взгляда на мир. В нем должны быть соединены интеллект с чувством, знание с верой, умение логически мыслить со способностью понимать прекрасное.


   Ожидаемые результаты:

- конкурентоспособность среди ближайших общеобразовательных школ г. Зеленограда и мкр. Митина г. Москвы,

- выход из статуса малокомплектной школы,

- увеличение наполняемости в классах не менее 15 человек,

- снижение количества безнадзорных детей в микрорайоне школы;

 - снижение уровня правонарушений среди учащихся школы;

- повышение культурного уровня детей и молодежи;

- обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;

 - снижение социальной напряженности в семьях учащихся.

 

Оценка эффективности реализации программы

Оценка эффективности реализации программы развития проводится по следующим направлениям.

Обучающий эффект:

– получение обучающимися начального общего на уровне новых государственных образовательных стандартов, основного общего и среднего (полного) общего образования  на уровне государственных образовательных стандартов с учетом реальных  учебных возможностей обучающихся, их способностей, склонностей, интересов и возрастных психофизиологических возможностей;

– создание благоприятных условий для формирования знаний, умений и навыков, превышающих минимальные государственные стандарты для обучающихся с высоким уровнем учебных возможностей;

– создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения потребности в самообразовании, получении дополнительного образования;

– получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков и умений обучающихся в области формирования культуры ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях.  

Воспитательный эффект:

– формирование интеллектуальной, нравственной, эстетической готовности к эффективному общению;

– формирование психологической и волевой готовности к патриотическому и гражданскому поведению;

– формирование навыков культуры общения, коллективизма;

– формирование навыков межкультурного общения в поликультурной среде;

– формирование необходимости понимания вести здоровый образ жизни.

Социальный эффект:

– мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокурения, алкоголизма, использования ПАВ;

– профилактика преступности, безнадзорности и беспризорности;

– отвлечение подростков от антисоциальной деятельности;

– правовое воспитание, профилактика негативного поведения.

Оздоровительный эффект:

– привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

– эффективное оздоровление, развитие физических качеств, приобретение необходимых навыков по выполнению физических упражнений;

– систематическое соблюдение школьниками режима дня.

Развивающий эффект:

– развитие творческих способностей учащихся в различных областях;

– активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении знаний в различных областях, сферах жизнедеятельности человека;

– формирование чувства осмысления и понимания эффективности проводимых мероприятий.

Ресурсный эффект:

– модернизация материально-технической базы в части приобретения учебного оборудования и наглядных пособий учебных кабинетов;

– оснащение образовательного процесса учебным оборудованием и наглядными пособиями в соответствии с требованиями государственного стандарта к оснащению образовательного процесса с целью обеспечения повышения качества, эффективности  и информатизации образования;

– обеспечение образовательного процесса программным и методическим обеспечением и модернизация материально-технической базы ОУ в части обеспечения единого информационного образовательного пространства на основе ИКТ;

– обеспечение материально-технической базы учреждения в части обеспечения безопасных и комфортных условий функционирования образовательного учреждения.